1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №10 «Колокольчик»
Методическое пособие
«Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Разработала: Ощепкова Татьяна Вадимовна, воспитатель.

Аннотация
Сенсорная адаптационно - дидактическая юбка предназначена для организации детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному
образовательному учреждению. Пособие помогает создать положительный эмоциональный настрой в группе, способствует налаживанию контакта между взрослыми
и детьми, развивает общий кругозор, формирует нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в детском саду и семье.
ВВЕДЕНИЕ
Младший дошкольный возраст-очень важный и ответственный период, когда закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития,
формируются основы будущей личности. Это возраст, когда все впервые, все только начинается - ролевая игра, общение со сверстниками, первые представления
о внешнем мире. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь кардинально меняется: режим дня, новые требования к поведению, отсутствие родителей,
постоянный контакт со сверстниками, новое помещение и др. Все вышеперечисленное обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую
ситуацию. Поэтому очень важно сохранять детское любопытство и максимально ослабить психологические препятствия, сдерживающие его, такое как адаптация к
детскому саду. Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в адаптационный период – налаживание доверительных
отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Для повышения эффективности адаптационного периода, сенсорного развития и навыков самообслуживания, мною было создано методическое пособие
«Сенсорная-адаптационно-дидактическая юбка». Данное методическое пособие представляет собой юбку, из шести частей разного цвета. На каждую часть нашиты
разнообразные элементы из фетра которые крепятся при помощи: шнурков, липучек, кнопок, прищепок, пуговиц. Чтобы сделать юбку привлекательнее для малышей,
на ней есть забавные звери, автомобили, цветы, яблоки, радуга и огромная пирамида из фетра. Дети выполняют задания с большим удовольствием. Самое главное,
происходит ненавязчивое общение ребенка с педагогом через игры и манипуляции с элементами юбки, что способствует формированию зрительного и вербального
контакта, закладываются основы доверительных отношений. Если юбку разложить на полу вокруг стульчика, она превращается в развивающий коврик. Все детали
можно снять, поменять, добавить. Юбку можно интегрировать в любое занятие и использовать в дидактических играх. Игры можно сопровождать стихами и потешками.
При изготовлении пособия я придерживалась следующих требований:
-пособие должно быть обучающим и развивающим;
-пособие должно быть многофункциональным;
- должно соответствовать гигиеническим требованиям, безопасно для детей;
- пособие должно быть удобно для детей и педагога.
Цель: создание условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста через использование адаптационно-дидактической юбки.
Задачи:
-снять эмоциональное и мышечное напряжение;
-развивать сенсорные представления, формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру;
- развивать речь, мелкую моторику;
- развивать познавательную мотивацию, любознательность;
-формировать навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми на основе общих дел;
-создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в группе.
Ожидаемый результат:
- положительная адаптация к условиям детского сада;
- сформированные навыки взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;
- созданы благополучные условия для психического здоровья ребенка;
- сформированы начальные формы произвольного поведения;
- развитые игровые навыки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ АДАПТАЦИОННО- ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЮБКИ
Дидактическая игра «Сбор яблок» для детей раннего возраста:
Цель: закрепить знания основных цветов (красный, зелёный), развивать мелкую моторику пальцев.
Ход игры: воспитатель предлагает собрать урожай с яблони в корзинку. Дети собирают яблоки с дерева и складывают в корзинку.

Второй вариант игры: воспитатель предлагает развесить яблочки на дерево. Дети вынимают яблоки из корзинки и крепят на кнопки к дереву.
Дидактическая игра «Собери солнышко» с прищепками для детей раннего возраста:
Цель: развитие координации движений и мелкой моторики рук, зрительное восприятие, внимание, воображение, речевую активность.
Ход игры: детям предлагают заготовку солнышка и прищепки. Воспитатель говорит, что солнышко пришло в гости, но растеряло все свои лучики, и ему нужна помощь. Дети надевают прищепки на солнышко.
Дидактическая игра «Цветочная полянка на пуговицах» предназначена для детей раннего возраста.
Цель: развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук, речи, концентрации внимания и логического мышления.

Игра также способствует закреплению знаний детей о цвете, количестве, ориентировке в пространстве, развивает
тактильное восприятие.
Ход игры:
Перед ребёнком выложить цветочную полянку. Для начала предложить рассмотреть её, ощупать. Затем предложить малышу собрать цветы. Для этого необходимо
отстегнуть все детали от пуговиц. После тренировки ребёнок научится самостоятельно снимать и надевать детали. Цветы собрали, теперь можно их посчитать,
разложить в любой последовательности. Поиграв с цветочками, предложить ребёнку посадить их снова на полянку. Ребёнок пристёгивает детали к пуговицам.
Дидактическая игра «Мы летим, плывём, едем».
Цель: расширять знания детей о разных видах транспорта (наземном, воздушном, водном). Также игра помогает научить детей дифференцировать основные виды
транспорта и различать действия: летит, едет, плывёт.
Ход игры: педагог раздаёт детям каждый вид транспорта и предлагает рассмотреть и назвать их, а потом попытаться ответить на вопрос «Что делает?».
Дидактическая игра «Угадай и найди».
Цель: упражнять детей в умении определять и называть вид транспортного средства

Ход игры: педагог рассказывает про определённый вид транспорта, дети отгадывают и находят нужный среди предложенных.
Дидактическая игра «Кто, где живет».
Цель: познакомить учащихся с дикими и домашними животными, кто где живет, развивать память, мышление, воображение, мелкую моторику рук, формировать
умения соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
Ход игры: воспитатель показывает изображением животного из фетра на прищепке. Дети должны определить, где оно обитает, и прикрепить животное в нужное место.
Дидактическая игра «Кто, что ест».
Цель: закрепить первичные представления о том, какую пищу употребляют домашние и дикие животные.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть игровой круг, рассказать, кого и что они видят. Далее обобщает: это животные, а на круге их еда.
Педагог просит воспитанников покормить зверят, для этого мордочку на прищепке прикрепить к еде на круге.
Игру можно усложнить: прицепить картинки к секторам круга, но неправильно. Дети должны исправить работу воспитателя, объяснить свои действия.
В ходе игры необходимо объяснить, что у каждого животного может быть любимой разная еда, не только та, что выбрана на круге.
Например, собака любит не только косточку, но и мясо.

Дидактическая игра «Радуга и капельки».
Цель: развитие цветового восприятия, мелкой моторики.
Ход игры: ребёнок называет основные и дополнительные цвета, Крепит при помощи липучек разноцветные капельки на подходящих по цвету полукругах.
Второй вариант игры: «капельки перепутались» воспитатель предлагает ребенку исправить ошибки.

Дидактическая игра «Пирамидка».
Цель: различие предметов по размеру и цвету, выстраивание последовательности в зависимости от размера.
Ход игры: Педагог предлагает ребёнку собрать пирамидку, рассмотрев все части, от самой короткой до самой длинной. После этого ребёнок прикладывает самую короткую полоску и самую длинную. Далее нужно найти следующую полоску после самой короткой. Чтобы определить, какая полоска соответствует, педагог знакомит ребёнка с приёмом наложения. Затем последовательно выкладываются все полоски, ребёнка спрашивают о цвете.
Еще юбка оснащена потайными кармашками, в которые можно прятать сюрпризы для деток, например небольшие игрушки или героев которым нужно помочь выполнить задание.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Дидактическое пособие привлекло внимание детей своей яркостью и многообразием элементов. Дети с интересом включились в разнообразные игры, предложенные мной. Любопытство заставило ребят манипулировать с деталями юбки, а если что-то не получается обращаться ко мне, в процессе чего
создавался вербальный и зрительный контакт, так необходимый для создания доверительных отношений.
Использую юбку в основном в момент утреннего прихода детей в группу. В процессе игр дети отвлекаются от переживаний, связанных с расставанием с
близкими людьми, что делает процесс адаптации более легким. Дидактическая юбка вызвала живой интерес у родителей моих воспитанников, что позволило повысить их интерес к жизни детей в детском саду в целом. Привлекательная, яркая юбка превратила меня в волшебницу, рядом с которой ребенок чувствует
себя комфортно и спокойно. Ведь не зря дети говорят, что хорошая воспитательница похожа на царевну в красивой, красивой юбке.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Н.Е.Веракса; А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников»2014 г.
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»2015 г.
Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»
Н.Е.Веракса;О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»2014
2
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 10 «Колокольчик»
Проект: «День Здоровья!»
Автор: Ощепкова Татьяна Вадимовна, воспитатель


Участники проекта – педагоги, дети дошкольных групп, родители, МКУ Черепановская централизованная библиотечная система, инструктор по спорту МУ ДО МЦРФКиС СП ДЮСШ г.Черепаново, тренер-преподаватель МУ ДО МЦРФКиС СП ДЮСШ г.Черепаново – отделение самбо, Борцовский клуб Кайман, инструктор по плаванью МУ ДО МЦРФКиС СП ДЮСШ г.Черепаново.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 день);
Вид проекта: физкультурно-оздоровительный, познавательный.
Актуальность:
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст по утверждению специалистов решающий в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма. В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.
В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. Стоит заметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие качества, как:
- усидчивость,
- контроль и коррекция эмоций и настроения,
- способность быстро переключаться с одной деятельности на другую
Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесберегающими технологиями в нашем детском саду являетыся одной из значимых и приоритетных. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.
Януш Корчак писал в своих наблюдениях: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье.… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Здоровый образ жизни имеет 7 основных «столпов»: физическая активность, сбалансированное питание, отсутствие вредных привычек, гигиенический уход, полноценный сон и отдых, оздоровительные процедуры и эмоциональный настрой. Если следить за всеми этими аспектами, качество жизни и самочувствие существенно улучшаются.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар. И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Цель проекта: формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, потребности вести здоровый образ жизни. Формирование интереса детей родителей и сотрудников ДОУ к движениям и спорту. Закрепление знаний о КГН. Укрепление взаимоотношений взрослых и детей, привлечение родителей к участию в образовательном процессе.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Формировать начальные представления дошкольников о себе, о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.
2. Формировать стремление к здоровому образу жизни, признание ребенком ценности здоровья.
3. Закреплять представление о пользе для здоровья прогулок на свежем воздухе. 4. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников. 5. Расширять представления о видах спорта и пользе занятий физкультурой.
Развивающие:
1. Создать развивающую предметную среду в группе, благоприятную атмосферу;
2. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей; прививать любовь к физическим упражнениям.
3. Формировать интерес к собственному организму, самочувствию,
настроению, связанному с состоянием здоровья;
4. Формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
Воспитательные:
1. Познакомить детей с праздником День Здоровья.
2. Воспитывать у детей осознанное отношение к здоровому образу жизни (необходимости закаляться, заниматься спортом).
План реализации проекта:
Подготовка к проекту «День здоровья» включает следующие этапы:
Подготовительный. Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизирование интереса детей к здоровью человека и своему собственному. Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстрированного материала по теме. Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми.
Разработка плана мероприятий. Нужно составить тематический план работы с детьми в течение дня, включая валеологический час, деятельность в физкультурном уголке, формирование культурно-гигиенических навыков, продуктивную деятельность и другое.
Изготовление реквизита. Следует изготовить атрибуты, обновить нестандартное оборудование в уголках, дидактические валеологические игры и пособия.
Предварительная работа с детьми. Нужно читать художественную литературу о спорте, физкультуре, о здоровом образе жизни. Разучивание поговорок, пословиц, загадок, песен. Также следует рассматривать иллюстрации с изображениями разных видов спорта. Беседы и занятия с детьми. Нужно проводить беседы и занятия о здоровом образе жизни, о сохранении здоровья, полезной пище и витаминах.
Работа с родителями. Подготовить консультации для родителей «Азбука питания», «Здоровый образ жизни семьи», «Составляющие ЗОЖ», «Спортивный уголок дома», «Здоровье — всему голова».
Оформление детского сада.
1. Выставка литературы «Библиотека здоровья»
- Сбор литературы, заручившись помощью сотрудников МКУ Черепановской централизованной библиотечной системы. Можно использовать книги о здоровом образе жизни, правильном питании, режиме труда и отдыха, о лечебной физической культуре, о гигиене и экологии человека.
- Оформить групп, в соответствии с темой дня.
- Подготовка информации для родителей в родительские уголки: «Будь здоров!»
- Разработать тематический план работы с детьми в течение дня (деятельность в физкультурном уголке, формирование КГН, продуктивную деятельность и др.), придумать развлечения, игры, эстафеты.
- Подготовить художественную литературу, загадки, песни для ежедневного чтения о спорте, физкультуре, о здоровом образе жизни и т. д.
- Подготовить иллюстраций с изображениями разных видов спорта.
- Разработать беседы и занятия с детьми о здоровом образе жизни, о сохранении здоровья, полезной пище и витаминах
- Оформление книжных выставок в лестничных пролетах. Выбрать тематику выставки. Можно оформить разделы, например: «Все о витаминах». Здесь представлены книги о целебных свойствах овощей и фруктов, а также о мёдолечении. «Здоровье без лекарств». В этом разделе размещены энциклопедии и справочники о народной медицине, а также книги о русской бане. «Питание и режим». Здесь представлена литература, позволяющая правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, соблюдения режима питания. «Не болей сам, не заражай других». В этом разделе представлены книги, в которых рассказывается об особенностях организма, о том, как нужно заботиться о своём здоровье, чтобы не болеть. «Вредные привычки». Здесь размещены книги, которые содержат сведения о вредных привычках и рекомендации по их профилактике.
2. Плакаты ко дню здоровья.
- Подготовить необходимые материалы: бумага, краски, трафареты букв, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей ПВА, кисточки, салфетки. , фотографии, интересные факты, цитаты и пословицы по теме, рассказы детей о различных видах спорта и увлечениях.
- Привлекать родителей к оформлению плакатов.
План мероприятий на 05.04.2024 г.
«День здоровья"
время |
Название мероприятия |
Ответственный |
07:30-08:00 |
«Утро начинается!!!» (встреча детей и их родителей) |
Воспитатели групп |
08:15-08:25 |
Общая утренняя зарядка на площадке детского сада «Чтобы был наш день в порядке, мы начнём его с зарядки!» |
Инструктор по физической культуре
Аксанова О.В.
Музыкальный руководитель Рудник А.А. |
08:30-09:00 |
«Завтрак здоровья» |
Мл.воспитатели |
09:00-09:15 |
Сюжетное занятие «В гости к зайчику Васе!» (2 мл.группа) |
Инструктор по физической культуре
Аксанова О.В. |
09:00-09:25 |
Тематическая беседа «Чтобы быть здоровыми» (средняя/старшая гр.) |
Воспитатели групп |
9:45- 10:00 |
Тематическая беседа «Здоровье, что это?» (2 мл.группа) |
Воспитатель группы Кислова О.Ю. |
09:30-09:50 |
Сюжетное занятие «В здоровом теле здоровый дух» (средняя группа) |
Инструктор по физической культуре
Аксанова О.В. |
10:00-10:30 |
«Витаминный завтрак от доктора Пилюлькина» |
Воспитатель Южакова Т.А. |
10:30-10:55 |
Сюжетное занятие «Мы здоровью скажем «ДА» (старшая группа) |
Инструктор по физической культуре
Аксанова О.В |
10:15-11:00 |
Подвижные игры «Попади в цель», «Мяч в кругу», «Найди свой домик»
(2-ая младшая гр.) |
Воспитатель Кислова О.Ю. |
10:45-11:30 |
Подвижные игры «В гости к ежу», «Белки - горелки» (средняя группа) |
Воспитатели Южакова Т.А. |
11:10-12:00 |
Подвижные игры «Хитрая лиса», «Совушка», «Жучка и зайцы» (старшая группа) |
Воспитатель Мосиенко Л.Н. |
11:50-12:30 |
«Обед Чемпиона» |
Мл.воспитатели |
15:00-15:10 |
Гимнастика пробуждения «Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку, мы вас не будем ждать!»
(все группы) |
Воспитатели групп |
15:20-15:30 |
Полдник «Укрепляющий» |
Мл.воспитатели |
15:40-15:55 |
Урок спорта от тренера-преподавателя МУ ДО МЦРФКиС СП ДЮСШ г. Черепаново – отделение самбо, борцовский клуб Кайман, Козлова Дмитрия Александровича и его воспитаников (подготовительная, старшая, средняя группа) |
Воспитатель подготовительной группы «Теремок» Ощепкова Т.В. |
15:30-16:00 |
Фитнес – разминка от инструктора по спорту МУ ДО МЦРФКиС СП ДЮСШ г. Черепаново, Рукиной Дины Анатольевны (родители и сотрудники детского сада) |
Воспитатель подготовительной группы «Теремок» Ощепкова Т.В. |
16:00-16:30 |
Детям о ЗОЖ!!! ; Танцевальный марафон «Танцуют все!!!!!» |
Инструктор по физической культуре
Аксанова О.В.
Музыкальный руководитель Рудник А.А. |
19:40-20:40 |
Аква – аэробика от инструктора по плаванью МУ ДО МЦРФКиС СП ДЮСШ г. Черепаново, Труфановой Оксаны Викторовны (сотрудники детского сада) |
Воспитатель подготовительной группы «Теремок» Ощепкова Т.В. |
В течение дня |
Фото отчёт «Мы со спортом крепко дружим!!!» |
Воспитатели групп |
Ожидаемый результат:
- Обогащение знаний детей о спорте;
- дети получат простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт);
- повышение речевой активности, активизация словаря детей;
- полученный опыт позволит им избежать несчастных случаев;
- приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей;
- повысится заинтересованность родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка;
- появление душевной атмосферы, доверительных отношений в семьях воспитанников.
Литература
1. Деркунская В.А., Коршунова М.Г. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика.2011.№10.
2. Организация клубной работы в ДОУ. Рыба – диск «Методическая поддержка старшего воспитателя». 2012. №2.
3. Фотографии из архива МДОУ – д\с № 10 «Колокольчик».
Комментарии
Оставьте комментарий